Настольная онлайн игра «Нарды»

Нарды – древняя интеллектуальная настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины.

История происхождения

Нарды – старинная и очень увлекательная игра, известная во всем мире. Однако никто доподлинно не может рассказать, как же эта игра появилась, и кто придумал из незамысловатых предметов сделать развлечение на века.

Самая древняя доска, предположительно служившая для игры в нарды, была найдена на территории нынешней Турции. Археологи смогли датировать находку 5000 лет до новой эры.

Достоверно известно, что в гробницах египетских фараонов также находили неплохо сохранившиеся дощечки, похожие на современные доски для игры в нарды.

Несомненно, предметы для игры в нарды должны отличаться от современных аналогов. При их изготовлении, наверняка, использовались не просто другие материалы, но и другие технологии. Доски, фишки делали не только из дерева, но и из камня, особенно это подтверждают находки в экваториальных странах. Игральные кости, или зары, чаще изготавливали из костей или из глины.

На досках был нарисован или высечен рисунок из двенадцати клеток, по шесть с каждой стороны, а сами игральные доски соединялись друг с другом по длинной стороне.

Ученым удалось установить, что в Месопотамии (сегодня это Ирак, Иран и Сирия) нарды называли «тахте нард», что можно перевести на современный язык как «битва на деревянной доске». Еще в дохристианской Руси нарды именовались «тавлеи», что обозначало «игра на столе», Османская империя называла их «тавла», также от слова «стол». Европейская культура не стала исключением: во всех языках нарды назывались производным понятием от слова «стол»: table, tabula, tablas.

Правила игры: короткие нарды

Игровое поле здесь классическое для этой игры в 24 пункта, которые обозначены узкими треугольниками. Группировка пунктов – по 6: пункты 24-19 служат домом противника, пункты 18-13 являются двором противника, отметки 12-7 выступают вашим двором, а точки 6-1 – вашим домом. У соперника нумерация будет обратная (зеркальная). Каждый из игроков располагает 15 шашками, которые необходимо расставить следующим образом: 2 на 1 пункте, 2 на 2 пункте, 4 на 12 пункте, 3 на 17 и 4 на 19. Противник расставляет свои фишки так же, ориентируясь на нумерацию со своей стороны.

Цель игры – успеть провести свои фишки по кругу, вернуть в дом и снять с игровой доски раньше, чем соперник. Перед началом игры соперники по очереди бросают по кубику и тем самым определяют право первым ходить: у кого очков на кубике больше, тот и будет начинать игру. Первый ход будет на столько пунктов, сколько было на выпавших кубиках при жеребьевке первого хода. В течение игры соперники бросают кубики по очереди: свои кубики игрок может видеть справа, а кубики противника – слева. Очевидно, количество шагов, на которые игроки могут передвигать свои шашки будет равным количеству очкам на кубиках. Движение происходит навстречу друг другу: черные от точки 24 идут к первой, а белые идут от 1 к 24. Однако пункт считается занятым, если на нем стоят 2 или несколько шашек вашего соперника – на такой пункт ставить шашку уже нельзя. Ходить можно как одной, так и двумя шашками. Обратите внимание, что если ходит одна шашка, то промежуточные позиции, или хотя бы одна из них, были свободны.

Когда на кубиках выпадает одинаковое количество очков, то это называется «куш» или «дубль». При такой ситуации, количество выпавших очков удваивается, и игрок имеет право ходить четырьмя шашками за один раз.

Необходимо помнить, что игроки не имеют право не ходить, если есть такая возможность. Также необходимо использовать ходы с максимальным количеством очков, если сложилась ситуация, когда возможно только одно перемещение. Обратите внимание, если вы не имеете возможность передвинуть свои фишки на выпавших кубиках, то вам придется пропустить ход!

При передвижении своих шашек можно занимать свободные пункты или сбивать стоящие по одной шашки соперника, при этом они будут перемещаться в центр игровой доски – на «бар». Во время игры, прежде чем сбивать шашки соперника, необходимо будет вернуть свои из «бара» - при этом вы можете выбивать чужие шашки.

Только если шашки находятся в «доме» вы можете их снять с доски, однако если соперник в процессе снятия шашек сбивает одну из них, то вы не игрок не имеет возможность снимать свои шашки, пока не приведет сбитую в дом. Перемещать шашки в доме, не снимая их с доски, нельзя.

Правила игры: длинные нарды

В целом, правила игры схожи с короткими нардами, однако существуют и различия. На них мы и остановимся подробнее.

Во-первых, изначальная расстановка шашек такова: все 15 выставлены «на голове», по 5 фишек в 3 ряда в высоту. Правила гласят, что с головы разрешается снимать только одну фишку за один ход, однако если при жеребьевке, а значит, и при первом ходе, выпал «куш», игрок имеет право снять 2 шашки сразу. В течение игры шашки должны двигаться друг за другом против часовой стрелки. Еще одно отличие, о котором мы уже упоминали: в длинных нардах, если на пункте стоит фишка противника, то нельзя ее сбивать. На каждом пункте может стоять любое число фишек. Выставляя последовательность фишек, соперники не должны делать непреодолимый заслон перед шашками противника, если впереди нет хотя бы одной фишки противника.

Обратите внимание, что в длинных нардах игрок имеет право снять с игровой доски фишку, которая стоит на позиции, соответствующей количеству очков, выпавших на кубиках. Если таковых не имеется, необходимо передвигать шашки со старших позиций на младшие. Однако снимать в каждом ходе шашки не обязательно: можно перемещать их в доме.

Таковы основные правила игры в нарды, зная которые, вы без труда сможете играть в нарды онлайн.

Термины

  • Голова – этим термином обозначается одна четвертая доски, на которой расположены шашки игрока в самом начале игры.
  • Дом – так обозначается та четверть доски, куда игрок должен привести шашки, чтобы затем их вывести из игры.
  • Бар – так обозначается планка между двумя полотнами игральной доски, на которую собирают выбитые шашки.
  • Выбрасывать – делать определенные ходы, чтобы шашки оказались за пределами игровой доски.
  • Блот – так называется пункт, который занят только одной шашкой.
  • Якорь – таким термином обозначается пункт, занятый двумя и более шашками.
  • Тас – этим словом обозначается матч, чаще применяется к игре до 3-х набранных очков.
  • Даве – обозначает удвоение ставок при игре на деньги. Перед каждым ходом у игроков есть возможность предложить удвоить ставки, сказав заветное «даве». Соперник может «даве» принять, а может отказаться и проиграть партию и одно очко. Игрок, который принял «даве», получает бивер, о нем речь пойдет ниже, и с этого момента у него появляется исключительное право удвоения ставок.
  • Басе – так называется встречное удвоение ставок в рамках одной игры. «Басе» также можно принять или отклонить. Если игрок «басе» принимает, то к нему переходит «бивер» и игра продолжается. Если же соперник не принимает «басе», ему засчитывается поражение.
  • Бивер – это термин, который обозначает удвоение ставок при использовании «даве» или «басе».
  • Кестум – сигнальное слово, которое необходимо использовать для остановки или аннулирования броска. Необходимо успеть произнести это слово до того, как игральные кости остановили свое движение.
  • Дубль, паш, гош или куш – все эти термины обозначают выпавшие на игральных костях одинаковое количество точек.
  • Поправляю – предупредительное слово, которое необходимо произнести, если игрок собирается только подправить положение шашки, но не совершать ход.
  • Оин – партия в нарды, которая закончилась со счетом 0-1.
  • Марс – правила гласят, что если проигрывающий соперник снял хоть одну шашку, то он проиграл с тем количеством очков, которые стояли на кону. А вот если не удалось выбросить ни одной шашки, тогда он получает проигрыш «марсом» и теряет в два раза больше очков, чем мог бы при обычном проигрыше.
  • Кокс – термин, который обозначает следующее положение дел: проигрывающий соперник не только не смог выбросить ни одной шашки, но и оставил одну или более на «баре» или в «доме» противника. В этом случае он проигрывает «коксом» и теряет число очков, в три раза превышающее обычное.
  • Правило Якоби – это правило, которое служит для ускорения игры, так как призвано исключить ситуации, в которых бы «даве» не объявлялось.
  • Правило Кроуфорда – по этому правилу, если в цикле игр одному из соперников до победы не хватает одного очка, то в следующей игре ему будет не доступен «бивер».
  • Зары – таким термином называются игральные кубики, кости.