Карточная онлайн игра «Деберц»

История происхождения

Существует несколько версий возникновения игры:

  • Некоторые считают, что деберц являлся заключительным этапом игры в терц, придуманной в конце XIX века в каторжных тюрьмах Сахалина и Сибири, впоследствии выделившийся в самостоятельную игру.
  • Считается, что деберц возник в еврейских общинах в 30-е годы XX века.
  • Считается, что деберц появился в 70-е годы XX века.

Как бы это ни было, факт остается фактом - эта игра появилась у нас в семидесятых годах прошлого века и быстро завоевала огромную популярность.

Деберц имеет московскую и харьковскую разновидности, а также некоторые вариации, связанные, в частности, со штрафами и наказаниями. Однако, необходимо отметить, что деберц с точки зрения правил является одной из игр со стабильными и точными правилами во всех регионах страны, а вариации на тему не затрагивают сущности и стратегии игры, как это характерно, например, для разновидностей преферанса.

На сайте правила деберца представляют собой симбиоз московской и харьковской разновидности игры с добавлением некоторых вариаций и возможностью регулировать несколько параметров игры.

Правила игры

Для игры используют 32 карты (малая колода карт без шестерок). Принимать участие в игре могут два, три или четыре человека. При игре вчетвером – можно играть как на пару, так и сам за себя. Игра ведется в одну раздачу, до 301, до 501 или до 1001 очков. Цель игры – первым набрать необходимое количество очков.

Сдающий в первой сдаче определяется жребием (при игре на сайте – случайным образом). Часто это делают следующим образом. Колоду снимают, после этого участники по очереди берут карты с верха колоды. Тот, кто вытягивает туза, становится сдающим в первой сдаче. Сдающий тасует колоду и дает снять ее игроку сидящему справа. Каждому игроку сдают шесть карт - дважды по три. Верхнюю карту оставшейся части колоды переворачивают и кладут на стол либо же на колоду сверху лицевой стороной вверх. При игре вчетвером, в прикуп сдают не три, а две карты, а перевернутая карта идет играющему (или сдающему - параметры при подаче заявки можно менять), при этом очередность сдачи (слева от сдающего) сохраняется. Торговля происходит в два круга. На первом круге оппоненты сдающего могут заказать игру в масть перевернутой карты, или, как говорят, по первому козырю, сказав "играю". Также он может и спасовать, тогда точно такой же выбор предоставлен и самому сдающему. Если сдающий тоже спасует, происходит второй круг торговли.

Первое слово опять имеет игрок сидящий слева от сдающего («по ходу»). Но теперь он уже может самостоятельно выбрать козырную масть и заказать в ней игру. При этом сейчас уже нельзя назначить козырем масть, которая является мастью «первого козыря» и была отвергнута на первом круге торговли. Если же игрок снова не хочет играть ни в одной из оставшихся мастей, он опять-таки говорит «пас». При этом сыграть в одну из оставшихся мастей теперь должен сдающий.

Если кто-либо из игроков заказал игру в деберц скачать, безразлично, по первому козырю или в другой масти, каждому игроку сдают еще по три карты, все три сразу, причем первым карты получает игрок слева от сдающего. Таким образом, у каждого игрока на руках будет по девять карт (при игре на 4-х - восемь). После этого из колоды берут ее нижнюю карту и кладут сверху, лицевой стороной вверх, причем так, чтобы была видна и карта, определявшая масть первого козыря. Часто для этого просто переворачивают всю колоду и кладут ее на карту первого козыря, оставляя часть последней доступной для обозрения.

Перед первым своим ходом любой игрок имеет право (но не обязан) произвести две операции (при создании заявки можно как включать, так и отключать данные параметры):

  1. Если игра заказана по первому козырю, а играющий имеет у себя на руках козырную Семь, он может заменить ее на перевернутую карту, по которой определяют первый козырь. При этом он забирает эту карту себе, а козырную семерку кладет на ее место.
  2. Если у игрока на руках 13 и меньше очков (козырная масть считается, как обычная), то игрок может пересдать карты. - Возможно только при игре на 4х сам за себя.

Процесс игры

После окончания процесса торговли начинается процесс заявки комбинаций.

Примечание: туз – туз, король – король, дама – дама, валет – валет, десятка - десятка, девятка - девятка.

Комбинации

Название Кол-во очков Вид (пример) Примечание
Терц 20 очков Терц Три карты подряд одной масти
Пятьдесят
(полтинник)
50 очков Полтина Четыре карты подряд одной масти
Белла 20 очков Белла Дама и король (козырные)
Послед 10 очков - Идет тому, у кого последняя взятка
Сотня * 100 очков Сотня Шесть карт подряд одной масти
Деберц Победа Деберц Семь карт подряд козырной масти по туза

* сотня на сайте НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Старшинство комбинаций

Если у нескольких игроков одинаковые комбинации, то старшая комбинация считается та, что состоит из карт старшего достоинства.

  • Любой полтинник старше любого терца (это означает, что игрок, у кого на руках имеется полтинник сможет (вероятно) записать очки за него себе в конце партии, даже если у другого игрока на руках три терца. Последние попросту не будут считаться).
  • Белла – не участвует в торгах.
  • Деберц – объявивший эту комбинацию игрок сразу выигрывает партию.

Это основа. Возникает вопрос: «А как считаются одинаковые комбинации у соперников ?» На сайте есть возможность в опциях игры выбирать как будут разыгрываться одинаковые комбинации, а именно:

  1. по ходу, сыграет комбинация того, кто сидит первым слева от сдающего (если одинаковая комбинация у сдающего и любого игрока, то играет комбинация сдающего);
  2. по масти, сыграет козырная комбинация. Если комбинации некозырные, то не сыграет ни одна;
  3. последу, сыграет комбинация того, кто возьмет последнюю взятку (послед). Если никто не взял послед (из тех кто разыгрывает комбинации), то обе комбинации не играют.

При игре на пару, играют все комбинации напарников, чья пара имеет на руках старшую комбинацию.

Заявки комбинаций

Чтобы получить очки за комбинацию, недостаточно просто ее объявить. Может получиться так, что оппоненты также будут иметь на руках свои комбинации. При этом комбинации, сколько бы их ни было, могут пройти, т.е. быть засчитаны, только у того из играющих, кто располагает самой старшей из имеющихся у остальных, даже если она у него всего одна, а оппоненты держит две или три комбинации. На сайте деберц бесплатно это происходит автоматически, при игре вживую, если комбинации есть у нескольких игроков, они выясняют, чьи старше следующим образом:

Допустим, оппонент сдающего, делая первый ход, объявляет «терц». Если сдающий не имеет комбинаций на руках, он говорит «проходит» и просит объявить терц. При этом он должен сперва также сделать свой ход. Игрок, объявивший терц, говорит, с карты какого номинала его терц начинается — например, "терц от валета". Таким образом, его оппонент во время игры имеет информацию обо всех картах, входящих в комбинации объявившего их игрока. Если же и у сдающего есть терц, он спрашивает «рост?», после чего также делает ход. Сдающий не имеет права спрашивать рост терца оппонента только в том случае, если сам он держит лишь некозырный терц от девятки, который заведомо младше любого другого терца, при этом он также говорит «проходит» и просит объявить терц. Если у игрока на руках есть несколько комбинаций, то сначала он объявляет только одну, старшую. Выяснив, что она проходит, он объявляет и все остальные.

Кроме терцов и полтинников, в игре участвует и еще одна комбинация — белла. Она представляет собой Дама Король Даму и Король козырных и стоит двадцать очков. Белла никак не влияет на объявление терца или полтинника, т.е., например, можно объявить терц или полтинник от туза козырного, а также беллу. Беллу игрок объявляет, делая ход с одной из карт (дамы или короля), но не обязательно на первом ходу, т. е. он может сыграть во взятку Даму или Короля, не оповещая оппонента о наличии второй карты беллы, но когда он будет играть этой второй картой, он должен объявить беллу, если хочет получить за нее очки. Разумеется, он может этого не делать (в зависимости от складывающейся ситуации). По правилам сайта – белла засчитывается объявившемуся даже если он и не взял взятку ни на Даму, ни на Короля (единственное условие – чтобы была любая взятка, даже «пустышка», иначе записывается лыжа). «Пустышка» – взятка стоимостью в 0 очков.

Первым ходит тот игрок, который играет (правила на сайте). Карта, которая положена во взятку второй, должна совпадать с мастью хода — класть в масть обязательно. Если же у игрока нет карт такой масти, он кладет козырь — бить козырем обязательно. Только если у него нет ни карт в масти хода, ни козырей, он может сбросить любую из имеющихся у него на руках карт. Если же ход сделан с козыря, оппонент должен положить более старшего козыря, если таковой у него есть — козыря перебивать обязательно (при игре на пару перебивать козырь соперника обязательно, а напарника нет). Взятку забирает игрок, положивший в нее старшую карту в масти хода, либо же старшего козыря. Старшинство карт определяют их стоимостью, причем стоимости карт в козырной и некозырной мастях отличаются. Стоимость карт приведена ниже в таблицах.

Старшинство карт

Стоимость карт в козырной масти
Валет 20 очков
Девять 14 очков
Туз 11 очков
Десять 10 очков
Король 4 очка
Дама 3 очка
Восемь 0
Семь 0
Стоимость карт в некозырной масти
Туз 11 очков
Десять 10 очков
Король 4 очков
Дама 3 очков
Валет 2 очка
Девять 0
Восемь 0
Семь 0

Игрок, взявший взятку, делает первый ход в следующий. Таким образом игру продолжают до тех пор, пока не будут разыграны все девять взяток (или восемь при игре на 4-х). При этом существует премия за последнюю взятку, называемую «послед». Игрок, взявший послед, получает десять очков. По окончании розыгрыша происходит подсчет очков, и именно за комбинации, за послед и за очки во взятках.

Подсчёт очков

Игроки в деберц бесплатно считают свои очки поочередно, причем сперва считают очки за комбинации, за послед, а также за валета и за девятку козырную — эти очки называют «словами». Далее игрок выкладывает свои карты на стол по одной лицевой стороной вниз, одновременно суммируя их стоимость. Когда он доходит до валета или девятки козырной, второй раз он их уже, конечно, не считает, а говорит «пропускаю». Когда очки обоих игроков подсчитаны, их сравнивают. Если играющий набрал очков больше, чем его соперники, то каждому из них записывают то количество очков, которое ими набрано. Если же играющий набрал очков меньше чем кто-то из соперников, то говорят, что он попал в «байт». При этом все очки записывает себе тот игрок, у которого больше всех очков - как свои собственные, так и очки играющего.

Если играющий и его оппонент набрали равное количество очков, такая ситуация называется «висячий байт» (ВБ). При этом оппонент играющего записывает себе все свои набранные очки, а играющий не записывает ничего — его очки «зависают» до окончания следующей сдачи. Зависшие очки получает тот, кто наберет больше очков в следующей сдаче. Если же и в следующей сдаче снова произошел ВБ, очки играющего зависают снова, до окончания третьей уже сдачи, причем очки первого висячего байта по-прежнему остаются висеть. Вживую иногда играют и по-другому: в непосредственно следующей сдаче разыгрывают очки, зависшие после первого висячего байта, во второй - второго. Однако при игре на сайте ситуация с ВБ обстоит немного иначе. Об этом в разделе «Особенности».

Побеждает игрок, который первым набрал необходимое количество очков. Если же при подсчете выясняют, что оба набрали необходимое количество очков, выигрывает тот, кто набрал больше (правила сайта). Иногда играют и так, что в этой ситуации победителем объявляют игрока, который взял послед. Если же очки равны, происходит еще одна сдача, после которой снова рассматривают общее количество очков у игроков (или послед).

Штрафы

На сайте, в онлайн деберце, существуют следующие штрафы, карающиеся снятием очков.

Штраф Игра вдвоем Игра втроем Игра вчетвером
(на пару)
Игра вчетвером
(сам за себя)
Примечание
3 байта -100 очков -100 очков -100 очков -100 очков Каждый последующий байт – «-100» очков
Лыжа -50 очков -100 очков -100 очков -50 очков «лыжа» - игра без взяток

Это что касается штрафов согласно правилам сайта. При игре вживую существуют и другие штрафы, такие как:

  • Правило карандаша. Оно означает, что игрок, посчитавший и записавший свои очки откладывает свои карты не смешивая их с другими и кладёт карандаш. Его оппонент (оппоненты) вправе проверить запись. В случае, если оппонентом будет обнаружена ошибка, со счёта ошибившегося списывается сумма ошибки, она же плюсуются к очкам проверявшего.

    Традиционно не наказывается ошибка в 100 очков. Однако, если этот игрок окажется играющим и его очков окажется меньше, чем у противника, будет объявлен байт.

  • Ложное объявление комбинации (байт объявившему).
  • Наличие лишней карты на руках (байт сдающему).
  • Если сдающий спросит о росте терца оппонента, имея заведомо непроходной терц, либо вообще не имея на руках ни терца, ни полтинника, то в момент выяснения этого обстоятельства сдачу прекращают и аннулируют (байт сдающему).
  • если у сдающего есть полтинник либо терц от туза козырного, который заведомо старше любого терца его оппонента, он не спрашивает рост этого терца, а сразу объявляет свои комбинации. Если же он задаст вопрос о росте, а потом объявит свою комбинацию, которая заведомо старше объявленной оппонентом, то его комбинации аннулируют, а все объявления оппонента проходят — таково наказание за незаконный вопрос.

Запись очков

Запись очков традиционно ведется карандашом. Очки могут записываться как цифрами в таблице (так сделано на сайте), так и специальными символами. Вживую, чаще всего, используют специальные символы, так как их использование резко увеличивает скорость записи и подсчёта. Существует три основных символа:

- равен 20 очкам       - равен 50 очкам      или - равен 100 очкам

Если очков не хватает, чтобы записать символ в таблицу, игрок может записать их сверху (-) или снизу (+) – это так называемые «мелкие очки». Например, если игрок набрал 36 очков, он записывает две палки и сверху 4 (то есть 40-4). Запись 68 очков – три палки и снизу 8 (то есть 20*3+8), или же круг, палка и 2 сверху (то есть 50+20-2). Существует правило записи, по которому — при хороших плохих не бывает, то есть нельзя одновременно иметь в записи мелкие очки в плюсах и в минусах. Чтобы показать, что запись «мелких очков» не актуальна, её достаточно перечеркнуть. После того, как игрок положил карандаш (или передал его другому игроку), он не имеет права брать его снова и дописывать очки в своей таблице. Включается правило карандаша.
Пример записи игры до 1001 специальными символами (при наборе 500 очков можно ставить черту для облегчения подсчета очков «на глазок»):

Особенности

  • Если в завершающей сдаче (то есть сдаче, после которой один, оба или несколько игроков наберет необходимое количество очков) у одного из соперников будет ВБ, то произойдет еще одна сдача, и результат партии будет засчитан тому, у кого после этой сдачи будет большее количество очков.
    При игре вживую должно быть - если ВБ тому кто играет и он "закрылся", происходит еще одна сдача. Если ВБ любому другому игроку, а закрылся любой игрок или тот чей обяз, игра заканчивается.
  • Если игрок сыграл два раза в ВБ, то очки за первый ВБ ему будут засчитаны (на второй сдаче), а очки второго ВБ будут разыграны на третьей сдаче.
    При игре вживую должно быть - очки играющего зависают снова, до окончания третьей уже сдачи, причем очки первого висячего байта по-прежнему остаются висеть. Или по-другому: в непосредственно следующей сдаче разыгрывают очки, зависшие после первого висячего байта, во второй - второго.

Деберц скачать бесплатно не нужно, так как игра проходит в окне Вашего браузера

Термины деберца

  • Болт – лыжа (игра без взяток, БВЗ).
  • Манела – козырная девятка.
  • Скинь-убейся – требование к сопернику сначала положить карту, и только после этого показать объявленную комбинацию.
  • Фреза, Свечка - нижняя карта оставшейся колоды.
  • Юсс – козырный валет