СКАТ

Эта игра особенно популярна в Германии, откуда и берет свое начало. Первый конгресс ската состоялся еще в 1886 году в Альтенбурге, где и были утверждены правила этой игры. В 1963 году в этом же городе, признанном столицей ската, для разрешения спорных вопросов (причем в отдельных конкретных сеансах игры!) был создан Германский скатовый суд. Правила ската, действующие с небольшими изменениями и по сей день, были созданы в 1927 году. Последние изменения были внесены в них в 1974 году, что позволяет считать скат игрой современной. А о популярности ее говорит то, что малая колода (32 карты) называется скатовой. Играют в скат втроем колодой из 32 карт. Существуют варианты и для большего количества игроков. Стоимость мастей в очках: бубны - 9 очков, червы - 10 очков, пики - 11 очков, трефы - 12 очков. В исконно немецком варианте ската дама именуется "обер”, а валет - "унтер". Валеты во всех розыгрышах (кроме нулевого) имеют особое значение, а именно - старших козырей. Самый старший козырь: валет треф ("старик"), за ним идут пиковый, червовый и бубновый. Стоимость карт в очках: туз - 11 очков, десятка - 10, король - 4, дама (обер) - 3, валет (унтер) - 2, девятка, восьмерка и семерка ничего не стоят. Всего в колоде 120 очков. Карты сдают по 10 каждому игроку и 2 в прикуп по схеме: 3 карты каждому игроку, 2 в прикуп, по 3 карты каждому игроку, по 4 карты каждому напоследок. Козырь не открывают. Первым ходит игрок, сидящий слева от сдатчика. На ход в масть следует класть карту в масть. Козырем (при отсутствии масти) ходить необязательно. Каждая сдача состоит из двух этапов: торговли и розыгрыша.


Торговля

Правило торговли: "сдавать - слушать - говорить". Игрок по левую руку от сдающего именуется "передний", сидящий за ним - "средний", сдатчик именуется "задний". Торговля начинается со "среднего", который торгуется с "передним". Если один из них спасовал, в торговлю может вступить "задний". Если спасовали все трое, назначается пересдача. Для выигрыша игрок должен набрать во взятках не менее 61 очка. Исключение: нулевой розыгрыш. В нем игрок не должен взять ни одной взятки. Заказывает игру и тип розыгрыша тот игрок, что назначил в торговле наивысшую стоимость. Ему присваивается звание "солиста".

Розыгрыш

Существуют следующие виды розыгрыша для солиста.

  • В масть. Солист назначает козырем любую удобную ему масть. Однако старшинство валетов при этом не отменяется. Всего в игре "в масть" участвует 4 валета с указанным выше (старший - треф) старшинством и семь карт масти, назначенной солистом.
  • Гранд. Козыри только валеты по известному старшинству. Вариант: гранд-уверт - в открытую, без прикупа, игрок обязуется взять все взятки. Гранд в открытую засчитывается как особый вид игры. Его исходная стоимость выше обычного гранда - 36 очков вместо 24.
  • Нулевой розыгрыш. Козырей нет. Солист обязуется взять все взятки. Старшинство карт прямое - от туза до семерки. Солист может играть по желанию: с прикупом или без, в открытую или втемную.
  • Розыгрыш с прикупом (кукишпиль): солист берет прикуп и сносит с рук две карты, которые в игре не участвуют. После розыгрыша их очки засчитываются солисту. Это игра низшего разряда. Проигрыш в ней записывается вдвое.
  • Розыгрыш без прикупа (хандшпиль). Солист прикуп не берет. Очки прикупа засчитываются ему по окончании розыгрыша. Это игра второго (высшего) разряда. За проигрыш в ней очки не удваиваются.
  • Розыгрыш в открытую. Солист открывает свои карты перед первым ходом. Играется без прикупа. Выигрыш засчитывается как объявленный шварц: коэффициент подсчета очков увеличивается на 1.
  • Шварц (термин ската) - игра, в которой противники не взяли ни одной взятки. На карточном арго шварц зачастую именуется "трубочистом".

  • Шнайдер (термин ската) - игра, в которой противники не набрали в сумме 31 очко. На карточном арго шнайдер именуется портным".
  • За выигрыш с заявленным "портным" или "трубочистом" к коэффициенту выигрыша добавляется 1.

Подсчет очков

По окончании розыгрыша подсчитываются очки во взятках солиста и во взятках его противников. Если солист набрал 61 очко (и больше) он выиграл игру, если меньше то проиграл.

Сначала высчитывается коэффициент: за выигранную игру, за "шварц", за "шнайдер", за игру без прикупа, за игру в открытую, за "шварц" заявленный, за "шнайдер" заявленный - по одному очку. За количество матадоров - по их количеству. Этот коэффициент умножается на стоимость игры: в бубнах - 9; в червах - 10; в пиках - 11; в трефах - 12: гранд - 24; гранд-уверт - 36. Для грандов (игра с валетами) в качестве козырей множитель составляет 24, так как козырных карт четыре и игра ведется с одним, двумя, четырьмя (а также без них). Например:

  • гранд с двумя = 2 (с двумя) + 1 (за выигрыш) х 24 = =72 очка,
  • гранд с тремя и шнайдером (портным) = (3+1+1) х 24 = 120 очков,
  • гранд с четырьмя, шнайдером и шварцем = 168 очков.

Наивысшее число получает игрок, выигравший открытый гранд с закрытым талоном с четырьмя со шварцем (трубочистом) и шнайдером (портным): 4 (с четырьмя) + 1 (за игру) + 1 (за закрытый талон) + 1 (за шварца) + 1 (за объявленного шварца) + 1 (за шнайдера) + 1 (за объявленного шнайдера) + 36 = 10 х 36 = =168 очков.

Матадоры

Матадором или щитом называется любая карта, входящая в секвенцию (непрерывную последовательность) козырей, начиная с валета треф. При игре "в масть" максимальное количество матадоров составляет 11 - 4 валета и козыри от туза до семерки. При гранде матадоров всего 4 - это валеты. При наличии на руках козырного валета игрок всегда играет "с (одним или несколькими) матадорами". Если на руках такого валета нет, игрок играет "без матадоров". Например: у игрока на руках все 4 валета плюс туз, король плюс дама пик, он играет "с пятью" - он имеет 5 матадоров, козырный ряд прерван только отсутствием десятки. Или: на руках валеты пиковый, бубновый и червовый, туз, десятка и король червей - игрок играет черви "без одного". Или: у игрока на руках десятка, король, дама и восьмерка червей - он играет "без пяти", так как не хватает пяти матадоров (четырех валетов и червового туза). Наличие на руках матадоров увеличивает коэффициент, на который умножается стоимость игры при подсчете.

Штрафы и наказания

Солист проиграл розыгрыш (не набрал 61 очка) в игре без прикупа - это наказывается записью минусовых очков в размере стоимости заказанной им игры. Проигрыш солиста в игре с прикупом - удвоение минусовых очков. Проигрыш солиста со "шварцем" или "шнайдером" (не набрано 31 очко или не взято ни одной взятки) - увеличение коэффициента проигранной игры. Ход не по правилам (ренонс) заканчивает игру в пользу противников. У сделавшей ошибку стороны остается столько очков, сколько было до ошибки. Если этих очков достаточно для выигрыша, то ошибка не лишает игрока выигрыша. Если солист уверен в себе, он может до окончания игры открыть оставшиеся карты. Это означает, что, по его мнению, все возможные взятки принадлежат ему. После этого может произойти так, что его противники все же возьмут хоть одну взятку. Тогда солист обязан отдать все открытые им карты.

Скат пиратский или разбойничий

Игра в классический скат идет до тех пор, пока один из игроков не выиграет сумму в 100 очков или выше. После этого обычное течение игры изменяется: играется "бок". То есть, в одной "рунде" (круг) все игры считаются в двойном размере (если игра с прикупом), а проигрыш считается в четверном. Во второй "рунде" происходит распасовка - "шибер". "Шибер" играется следующим образом: первая рука берет прикуп и сбрасывает ненужные карты соседу слева, второй игрок передает ненужные карты третьему, который делает снос. Сносить валетов запрещается. Задача всех игроков на распасовке набрать очков во взятках меньше, чем другие игроки (хотя бы на одно). Тот, кто набрал больше всех, прибавляет к своим очкам очки карты сноса - полученная сумма записывается в минус.


Назад