В этой игре множество разнообразных вариаций в правилах и системе подсчета, что выдает ее южное происхождение и темперамент.
Играют в кункен от двух до пяти игроков двумя полными колодами с джокерами, которые заменяют в комбинациях любую карту.
Сдатчик определяется жеребьевкой, потом по ходу игры сдают по очереди. Игроки получают 13 карт. Одну карту сдатчик кладет открытой рядом с колодой, она определяет начало банка. Цель игры - выложить карты на стол в виде определенных комбинаций. Выигрывает тот, кто раньше выложит карты.
Комбинации в кункене
Комбинации бывают двух типов: по рангу и по масти. По рангу следует выложить не менее трех карт одинакового достоинства - три валета, три пятерки и так далее. Комбинация по рангу в процессе игры может быть и дополнена - до четырех карт, причем не обязательно одномастных. По масти выкладывается секвенция тоже не менее чем из трех карт.
Как уже говорилось, в игре участвуют две колоды, однако в одной комбинации запрещается сочетать две карты одной масти и одного ранга (то есть те, которые не могут встретиться в одной колоде). Секвенции выкладываются и дополняются в процессе игры с учетом кольцевого продолжения. В этих комбинациях джокер заменяет любую карту, однако число джокеров не должно превышать половины карт в комбинации. Расценка по очкам: онеры - 10 очков; фоски - 5 очков; джокеры - по оценке заменяемых ими карт.
Последовательность игры: начинает игрок, сидящий слева от сдатчика. Его ход (как и ходы сидящих далее после него) возможен в двух вариантах.
Вариант первый: взять одну карту из колоды и вместо нее сбросить в банк одну карту с рук, положив ее рядом с предыдущей картой банка.
Второй вариант: взять банк, предъявив и выложив комбинацию общей суммой не менее 50 очков, с таким расчетом, чтобы одна из карт банка была третьей картой любой из предъявленных комбинаций. Эта карта из банка может быть также и четвертой или пятой картой в предъявляемой комбинации (или какой-либо другой). Кроме того, ее стоимость может быть включена в стоимость выкладки. Например, можно взять банк с бубновой пятерки, предъявив в качестве комбинаций три разномастных короля и (допустим, бубновые) тройку, четверку и шестерку. Банк берется не весь, а начиная с карты, вошедшей в комбинацию при выкладке. Прочие карты, взятые вместе с банком, могут быть использованы для образования и выкладки дополнительных комбинаций, либо для дополнения комбинаций других игроков. За это дополняющий записывает себе при подсчете вистовые очки, равные стоимости этих карт, а карты располагает рядом со своей выкладкой. Одну лишнюю карту игрок обязательно сбрасывает в банк, что является сигналом хода для следующего игрока.
Наличие выкладки дает также право в выкладках партнеров менять джокеров на карту, которую они замещают. Причем масть этой карты при необходимости определяется заменяющим. Например, в комбинации "джокер и два туза - бубновый и червовый" игрок может по своему желанию обменять джокера на трефового или пикового туза. Кроме того, имея выкладку, в следующем круге игрок может брать банк с любой карты, подходящей ему в качестве третьей для любых двух карт, находящихся у него на руках (но не в выкладке).
Игра заканчивается, когда один из игроков располагает все карты на столе в виде комбинаций и вистов и последнюю определяет в банк. Все карты, выложенные игроками на стол, засчитываются им в плюс, все на руках - в минус. Джокеры на руках считаются по 10 очков.
Если выигравший сумел провести все условленные операции (выкладки, висты и сброс последней карты в банк за один ход), это называется "экспресс" и засчитывается по двойной таксе. Также по двойной таксе засчитываются в минус карты, оставшиеся на руках партнеров. Карты, выложенные противниками на стол, идут по обычной таксе.
Выскакивание за борт или падение битка в лузу: Соперник играет с руки из дома.
Карточные игры