История возникновения карточных игр


Вероятнее всего, карточные игры впервые появились в Китае. В словаре Чинг Цзе Тунга, сделавшемся известным Европе в 1678 г., говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по христианскому летосчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. Игры, похожие на карты, были известны и древним восточным народам.

По другой версии карты были изобретены впервые в Древнем Египте. Например, одна из легенд гласит, что когда враг приблизился к границе царства фараонов, то фараоны собрали совет мудрейших, чтобы решить как уберечь от врага все свое знание, которое было накоплено веками. Под знанием подразумевалась система взаимоотношений между Богом, Вселенной и человеком. Таким образом знание трансформировалось в рисунки, которые были отображены на картах. В этой колоде карт 78 листов, которые называются арканами. Такая колода называлась карты Таро. При помощи этой колоды гадали по четырем стихиям мироздания: огонь, вода, воздух, земля.

В России карты появились в XVII веке. По всей видимости, они проникли туда из Украины — их завезли запорожские казаки. Соборное Уложение 1649 г. требовало поступать с картежниками, как с «татями». Тяжесть наказания русские государи постепенно смягчали, пока не отменили его совсем.

В начале XIX в. в России карточные игры переживали настоящий бум. Карты проникли во все слои общества, стали различать игры семейные, коммерческие, детские; придумывались новые и вспоминались старые карточные игры, создавались и процветали карточные клубы.

В Европе карточные игры появляются в эпоху крестовых походов на мусульманский Восток в XI - XIII веках.

Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку суеверные люди усмотрели тут вмешательство нечистой силы. В 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру в пределах Франции. Это первое документальное известие о распространении карт в Европе.

Карточные игры во все времена являлись своеобразным маркером эпохи. По типу игры можно определить историческую эпоху, социальную (сословную) среду, возраст и интеллектуальный уровень того или иного игрока (или литературного персонажа).

Популярность различных карточных игр менялась в обществе с начале XIX века. Старые карточные игры модернизировались, изобретались и получали распространение новые. С развитием компьютерных технологий многие парные и групповые карточные игры приобрели характер индивидуальных — партнером игрока стал выступать компьютер. Компьютерные программы несколько упрощают многообразный процесс игры, но дают определенный навык, практику и тренировку, которые особенно важны в таких играх, как «Преферанс» и «Деберц».

Вот символическое толкование 52 карт колоды. 52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года состоит из 13 недель, то, следовательно, и в каждой масти 13 карт. Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом, сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364, то есть число дней в году без одного.

В колоде осталось три фигурные карты - король (фараон), дама (сивилла), валет (всадник). Иногда в. колоду добавляется еще одна карта, соответствующая шуту больших арканов - джокер.

Против, карточных игр постоянно издавались строгие законы, ремесло выделки карт во Франции было только терпимо, фабриканты их причислялись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков. Только в 1581 г. образовалась корпорация карточных фабрикантов, существовавшая до 1789 г. В XVII ст. законы против игроков были особенно строги. Все домохозяева, в квартирах которых играли в брелан, или игорную академию, объявлялись лишенными гражданских прав и изгонялись из города; карточные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проигрывали какую-нибудь сумму.

Последующими законами устанавливалась еще пеня в 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего апогея страсть к игре достигла во Франции при Людовике XVI. Вместе с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. С не меньшей силой господствовала страсть к игре и в ЭПОХУ революции. Национальное собрание в 1791 г. безусловно запретило все азартные игры, установив строгие карательные меры не для игроков, а для содержателей игорных притонов и даже для жильцов, которые не донесут, что в доме открыта картежная игра.

Каким образом были разработаны правила старинных карточных игр?

Теоретически можно предположить, что прежде всего появились комбинационные игры типа: канаста, рамс. В таких играх необходимо было как можно быстрей соединить карты по картинкам, цветам. Далее появлялись пасьянсы, которые были разновидностью карточных игр и брали свое начало от простых гаданий. В правящих кругах играли чаще всего в карточные игры на деньги, на свои состояния, а простые люди играли в простые игры для того, чтобы скоротать свое время.

Какие существуют разновидности карт?

В Корее играют в карты, где изображено 8 фигур: мужчина, лошадь, антилопа, кролик, фазан, ворона, рыба, звезда. На каждую из фигур приходится по 10 различных карт, то есть колода состоит из 80 карт.
В Китае играют в карты, на которых 16 фигур и которые раскрашены в 4 цвета (красный, белый, желтый, зеленый): генерал, 2 советника, слон, лошадь, боевая колесница, орудие, 5 солдат. Количество карт в колоде 128. Китайские карты длинные и узкие.
В Индии карты квадратные, а иногда круглые. Давным-давно карты были из 12 цветов, и каждый цвет состоял из 12 карт, а количество карт в колоде было 144. Сейчас карты из 4 цветов, с количеством карт в цвете 13 и колода равна 52 картам.

Итог

В настоящее время существует порядка двухсот самых популярных карточных игр в мире, хотя их общее количество порядка 500. Также пасьянсов существует около 1000. 300 пасьянсов было нам передано из поколения в поколение, а все остальные придумали авторы компьютерных программ по раскладыванию пасьянсов. Карточные гадания то же нам были переданы из поколения в поколение, несколько меняются трактования тех или иных карт. Шулерские приемы модифицируются с развитием технического прогресса и изобретательности человеческого ума. Порой достаточно иметь надежного помощника и незаметную скрытую камеру в форме булавки или специальные предметы для шулерской игры и тогда вся игра за Вами. Карточные фокусы практически остались теми же, что и были нам переданы предыдущими поколениями. Ведь на развитие карточных фокусов влияет только ловкость рук и умение (дар) быть фокусником.


Назад