БЕЗИК



   Эта игра впервые появилась во Франции. Обычно, зародившись в избранном кругу, новая карточная забава постепенно "опускается" до простонародья. Безик же возник как игра для публики средней руки, но благодаря своей занимательности добрался и до великосветских салонов. В России безик вошел в обиход во второй половине XIX века и стал, в частности, любимой игрой Николая II. Правила безика сходны с белотом и терцем.
   Используются две колоды по 32 карты.
   Карты по старшинству распределяются так: туз, десятка, король, дама, валет, девятка, восьмерка, семерка.
   Первый сдатчик определяется жребием. В дальнейшем игроки сдают по очереди.
   Каждый получает по восемь карт: по три — по две — по три. Остальные карты (48) — в закрытой колоде.
   Сдатчик открывает верхнюю карту колоды. Таким образом обозначается козырь, который сдается под низ колоды или рядом с ней.
   Первый ход делает противник сдатчика. Следующий — взявший взятку. Пока колода не исчерпана, отвечать в масть и козырем на отсутствующую масть необязательно. И, наоборот, когда колода иссякла, дают в масть или, если ее нет, кладут козыря.
   Цель игры — набрать определенное количество очков за определенные объявленные карты и комбинации.

Объявления

   1. Простой марьяж (король и дама любой масти, кроме козырной) — 20 очков.
   2. Козырный марьяж (король и дама козырной масти) — 40 очков.
   3. Безиком считается сочетание дамы пик и валета бубен. Если козырем вышли пики или бубны, то безиком считают даму треф и валета червей. За безик — 40 очков.
   4. Любые четыре валета — 40 -очков. То же, дамы — 60 очков. То же, короли — 80 очков. То же, тузы — 100 очков.
   5. Козырный секвенс (туз, десятка, король, дама, валет козырной масти) — 250 очков.
   6. Двойной безик — две дамы пик и два валета бубен (или, если козыри пики или бубны, две дамы треф и два валета червей) — 500 очков.
   7. Игрок получает также 10 очков за туза или десятку в каждой выигранной взятке.
   8. 10 очков прибавляются игроку за замену (в первый раз) открытого козыря козырной семеркой, а также в том случае, если игрок берет взятку на козырную семерку.
   Играют обычно до 1000 очков.

Розыгрыш

   Ту или иную комбинацию карт игрок объявляет только после выигрыша взятки. Соответствующие карты выкладываются на стол лицом вверх, очки записываются. За один раз можно сделать лишь одно объявление. Вообще же количество объявлений не ограничено. Однако комбинации не составляются из одних и тех же карт. При сменившихся картах за повторяющуюся комбинацию начисляются те же самые очки. Комбинации, за которые были получены очки, уместно записывать, чтобы не возникало недоразумений. Все карты в комбинации должны быть новыми.
   Иногда может возникнуть ситуация, что игрок делает два разных объявления с одними и теми же картами. В этих случаях выкладываются карты обеих комбинаций, но очки записываются только за одну, и игрок говорит: "Столько-то очков за мной". Очки за другую комбинацию записываются им по получении очередной взятки.
   Продемонстрированные карты, за которые были получены очки, возвращаются к их хозяину.
   Выигранные взятки игроки складывают перед собой, поскольку очки за тузы и десятки удобно подсчитывать в конце игры.
   После каждой взятки игроки берут по одной карте из колоды, причем выигравший взятку берет первым.
   Когда на руках у игроков остается по восемь карт, а в колоде, соответственно, ничего, объявление прекращается. Последняя взятка приносит игроку еще 10 очков.

Штрафы

   1. За объявление комбинации до выигрыша взятки — на 10 очков.
   2. За ответ не в масть или не козырем, когда на руках остались последние восемь карт — на 20 очков.
   3. За сделанный ход до взятия восьмой карты после очередной взятки — на 30 очков.
   4. За взятие из колоды лишней карты — на 60 очков.
   5. За игру девятью картами до конца партии — на 120 очков.
   6. За объявление комбинации при ее отсутствии — на все очки.

Советы игрокам

   • Старайтесь составить группы и марьяжи, чтобы как можно скорее достигнуть необходимой суммы в 1000 очков.
   • Старайтесь ходить с младших карт и крыть теми, которые составляют группу или секанс.
   • При наличии у вас длинной масти или большого количества одинаковых карт, заходите с них смело, так как это заставит вашего противника сбрасывать значительные карты или бить козырем.
   • Придерживайте королей или дам, так как эти фигуры впоследствии могут образовывать марьяжи. Тузы тоже важны. Стоит придерживать также составляющие безика — даму пик и валета бубен.
   • Если вы замечаете по расчету вышедших карт, что в последних картах, еще остающихся в колоде, должны быть выгодные для противника соединения и что он ближе к выигрышу, постарайтесь помешать ему взять карты из колоды. Для этого не жалейте старших козырей, набирайте взятки, добиваясь права взять себе последнюю.
   • Имея на руках 4 туза, отыгрывайте их немедленно, чтобы не терять взяток, однако козырного туза по возможности приберегите на случай мажорной квинты.
   • Пиковая дама имеет двойное значение, так как она образует марьяжи и безики.

БЕЗИК ВТРОЕМ

   Для этого варианта необходимы три колоды в 32 карты. Окончанием партии считается 1500 очков.
   Снимает карты игрок, сидящий по левую руку от сдатчика. Сдают так же — по восемь карт. По двадцать пятой карте определяют козырь.
   Первым игроком считается сидящий по правую строну от сдатчика, он и начинает игру, а после него ходит тот, кто взял взятку.
   Правила игры совершенно те же, что и при безике вдвоем. Безиком считается то же сочетание из дамы пик и валета бубен. А если (редчайший случай!) это совпадение тройное, то есть на руках счастливого игрока встретились три дамы пик и три валета бубен, то этот подарок фортуны оценивается в 1500 очков, то есть приносит выигрыш партии.


БЕЗИК ВЧЕТВЕРОМ

   Этот вариант безика играется, как сит — с партнером и двумя противниками. Колоды употребляются также три за раз. Иногда партнеры назначаются просто по предварительному договору, иногда выбор партнера происходит по картам, как в висте.
   После каждой взятки игрок имеет право объявлять комбинации своей игры: группы, марьяжи, безик и прочие выгодные соединения.
   Счет очкам партнеры ведут сообща. Один из них собирает взятки, а последняя взятка, приносящая 10 очков, делится пополам между партнерами.


БЕСКОЗЫРНЫЙ БЕЗИК

   Само название этого варианта говорит о том, что козырей в нем вообще нет. Однако первый марьяж, который объявляет игрок, дает преимущество масти этого марьяжа перед другими мастями. Козырная мажорная квинта может быть, разумеется, объявлена не ранее, чем определится первенствующая масть.
   Козырные семерки в этой игре, значения не имеют.    Безики, четыре туза, группы королей, дам и валетов могут быть объявлены прежде, чем определится первенствующая масть.
   Объявление первенствующей масти приносит игроку 40 очков, если же марьяж-случится двойной, то приписывается 50 очков.
   Другие, уже простые марьяжи, имеют ту же ценность, что и в каноническом безике.    В бескозырном безике следят еще более внимательно, чем в предыдущих за выходящими картами, чтобы знать наверняка счет и значение карт той масти, которая впоследствии сделается первенствующей.
   Ввиду вышесказанного рекомендуется как можно дольше придерживать мажорные карты, так как при объявлении первенствующей масти они становятся для игрока очень важными.
      В эту игру могут играть от двух до четырех игроков.

      Все ценят безик: вот — игра
      Благопристойная весьма.
      Он скрашивает вечера —
      Достойный тренинг для ума.
      Кто нынче вспомнит! — он в салон
      Простонародьем был внедрен.



Назад